УДК 330.341.014.2
https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2019.3(32).14-24

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Глушкова Ю.О.
Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
Бабаян И.В.
Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
 

Аннотация

В статье предлагается литературный обзор по креативным индустриям, очерчивается проблемное поле исследований по данной тематике. В основе работ социологические, экономические и философские идеи о творчестве, искусстве, креативных индустриях и пространстве культуры. Предложенный теоретический фрейм задает концептуальную линию рефлексии культурного капитала. Авторы акцентируют внимание на необходимости расширения проблемного поля креативных индустрий, включая в анализ такие категории как культурные институции, потребление и культурный капитал. В качестве одной из основных проблем исследования необходимо отметить определение эвристического компонента в потреблении творческих продуктов и накопление населением культурного капитала, степень участия социальных институтов культуры в жизни человека, способность интеграционного потенциала оказывать влияние на формирование культурного потребления в системе образования. Включение в школьные учебные программы гуманитарного блока – уроков музыки, изобразительного искусства, а также коллаборация акторов всех уровней образования, начиная от общего до профессионального, а также дополнительного образования, с культурными институциями развивает пространство культуры, делая явным присутствие молодежи и привлекательным для различных аудиторий деятельность институций. Данное сотрудничество является ресурсом для трансляции и накопления культурного капитала молодежной когорты. Рассмотрено смещение фокуса интереса в сфере досуга: перемещение получателя культурных благ из пространства учреждений культуры (театра, музеев, концертных площадок) на культурную сцену общественных пространств, выступающих в виде площадок торгово-развлекательных комплексов. Посещение подобных площадок является своего рода компенсатором в потреблении социальными группами культурных институций, поскольку усиливаются не только рекреативные, но и коммуникативные и образовательные функции. В торговых центрах размещаются картинные галереи, выставки, проводятся фестивали, обучающие мастер-классы, семинары и воркшопы в различных областях искусства, творчества, образования. Одним из аспектов креативной экономики является проблема преемственности культурных ценностей в современном обществе. В заключении делается вывод о социальной значимости креативных индустрий в сфере занятости, развитии локальных сообществ, малого и среднего предпринимательства.

 

Ключевые слова

креативная экономика; креативные индустрии; креативный класс; культурные институции; культурный капитал; предпринимательство

 

Библиография

Артамонов, А.Ю., Григорьева, А.А. (2017). Креативная экономика: сущность, понятие и представление. Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XLI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. – М.: «МЦНО», 2017, №1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 13.10.2019).
Беньямин, В. (1996). Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. – М.: Медиум, 1996. – 240 с.
Бурдье, П. (2002). Формы капитала (перевод М.С. Добряковой). Экономическая социология, 2002, Т. 3, № 5, С. 60-74.
Витяев, С.М., Родионова, А.А. (2018). Торговый центр как реализация концепта идеального города. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2018, 2 (82), С. 142-150.
Зеленцова, Е.В., Гладких, Н.В. (2010). Творческие индустрии: теории и практики. – М.: Классика-XXI, 2010. – 237 с.
Йоас, Х. (2005). Креативность действия. Пер. с нем. – СПб., 2005. – 320 с.
Кинсли, М., Кларк, К. (2010). Креативный капитализм. Чат с Биллом Гейтсом, Уорреном Баффетом и другими бизнес-гуру. – Изд-во: Попурри, 2010. – 336 с.
Кулева, М.И. (2017). Трансформация творческой занятости в современной России: на примере сотрудников негосударственных арт-центров Москвы. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 2017, №2, С. 50-62.
Kuleva, M. (2018). Cultural Administrators as Creative Workers: the Case of Public and Non-governmental Cultural Institutions in St. Petersburg. Cultural Studies, 2018, Vol.32, No.5: 727-746. (In Eng.).
Лэндри, Ч. (2011). Креативный город. – М.: Классика-ХХI, 2011. – 399 с.
Матузкова, Е.П. (2014). Культурная идентичность: к определению понятия. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2014, Вып. 2, С. 62-68.
Негус, К., Пикеринг, М. (2011). Креативность. Коммуникация и культурные ценности. – М.: Гуманитарный центр, 2011. – 300 c.
Ольденбург, Р. (2018). Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 456 с.
Тихомирова, Т.Н. (2010). Интеллект и креативность в условиях социальной среды. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 228 с.
Флорида, Р. (2011). Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Классика-XXI, 2011. – 430 с.
Хакимова, Е.Р. (2013). Креативный кластер как элемент креативного потенциала территории. Актуальные вопросы экономических наук, 2013, №34, С. 121-124.
Хезмондалш, Д. (2014). Культурные индустрии. Пер. с англ. И. Кушнаревой. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 456 с.
Хоркхаймер, М., Адорно, Т. (1997). Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. Перевод с немецкого М. Кузнецова. – М.-СПб.: Медиум, Ювента, 1997. – 312 с.

 

Сведения об авторах

Глушкова Юлия Олеговна
кандидат экономических наук, доцент, доцент, кафедра экономической безопасности и управления инновациями, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина (Саратов, Россия). E-mail: balomasova@mail.ru. SPIN РИНЦ 3400-0298
Бабаян Инна Вячеславовна
кандидат социологических наук, доцент, директор Центра городских и региональных исследований, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина (Саратов, Россия). E-mail: innabv@list.ru. SPIN РИНЦ 8565-2510

 

Образец цитирования

Глушкова Ю.О., Бабаян И.В. Теоретические подходы к анализу креативных индустрий. BENEFICIUM. 2019. 3(32): 14-24. doi: https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2019.3(32).14-24