УДК 347.78
https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2019.3(32).77-84

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (ЖИВОПИСИ) КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Карих А.Д.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Мартыненко И.Э.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
 

Аннотация

Нравственная сила искусства способна создавать определенную нравственно-духовную атмосферу в обществе и, как следствие, политическую стабильность и условия для сбалансированного социально-экономического развития государства. Законодательно закрепленное и защищенное право правообладателей на произведения искусства, и в частности живописи, как объекты интеллектуальной собственности является необходимым условием развития сферы культуры в современных реалиях. Авторское право является основой гражданско-правовых отношений по использованию произведений живописи. В статье сформулировано авторское определение понятия «живопись» ввиду его отсутствия в национальном (Республики Беларусь) законодательстве. Представлен перечень международных и национальных источников правового регулирования охраны объектов интеллектуальной собственности и защиты авторских прав. Обозначены основные положения, касающиеся авторского права на произведения живописи, в том числе исключительного (имущественного) и личного (неимущественного) права. Выявлены некоторые особенности признания и реализации прав авторов на произведения живописи (в случаях создания произведения по заказу, совместного творчества художников, создания образов конкретных личностей, оригинальной переработки произведений с согласия автора). Указано на двойственную природу прав на картины как на предметы материального мира и на произведения. Обозначены противоположные подходы стран общего и континентального права к признанию морального права авторов. Перечислены примеры нарушения авторских прав художников в современном мире. Определена основная государственная задача в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. В заключение предложена и обоснована необходимость введения в Республике Беларусь процедуры обязательной государственной регистрации произведений живописи в качестве объектов интеллектуальной собственности.

 

Ключевые слова

авторское право; живопись; изобразительное искусство; интеллектуальная собственность; объекты интеллектуальной собственности; Республика Беларусь

 

Библиография

Banerjee, A. & Agrawal, A.D. (2011). Morality of Copyright – A Critique in view of the ‘3 Idiots’ Controversy. JIPR, vol. 16(5): 394-401. (In Eng.).
Большаков, В.П. (2018). История и теория культуры: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л.Ф. Новицкая, К.Ф. Завершинский, В.П. Большаков; под общ. ред. В.П. Большакова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 289 с.
Copyright Basics (2018). Artists Rights Society. (In Eng.). URL: https://www.arsny.com/copyright-basics/ (дата обращения: 17.11.2019).
Марков, К.В. (2017). Права авторов произведений искусства: как ими пользоваться и как защищать: научно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во «Российские справочники», 2017. – 128 с.

 

Сведения об авторах

Карих Александра Дмитриевна
студент, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (г. Гродно, Республика Беларусь). E-mail: skarikh98@gmail.com
Мартыненко Игорь Эдуардович
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (г. Гродно, Республика Беларусь). E-mail:skarikh98@gmail.com. SPIN РИНЦ 3712-0800

 

Образец цитирования

Карих А.Д., Мартыненко И.Э. Произведение изобразительного искусства (живописи) как объект интеллектуальной собственности. BENEFICIUM. 2019. 3(32): 77-84. doi: https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2019.3(32).77-84