ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

  • Глушкова Ю.О. Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
  • Бабаян И.В. Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
Ключевые слова: креативная экономика, креативные индустрии, креативный класс, культурные институции, культурный капитал, предпринимательство

Аннотация

В статье предлагается литературный обзор по креативным индустриям, очерчивается проблемное поле исследований по данной тематике. В основе работ социологические, экономические и философские идеи о творчестве, искусстве, креативных индустриях и пространстве культуры. Предложенный теоретический фрейм задает концептуальную линию рефлексии культурного капитала. Авторы акцентируют внимание на необходимости расширения проблемного поля креативных индустрий, включая в анализ такие категории как культурные институции, потребление и культурный капитал. В качестве одной из основных проблем исследования необходимо отметить определение эвристического компонента в потреблении творческих продуктов и накопление населением культурного капитала, степень участия социальных институтов культуры в жизни человека, способность интеграционного потенциала оказывать влияние на формирование культурного потребления в системе образования. Включение в школьные учебные программы гуманитарного блока – уроков музыки, изобразительного искусства, а также коллаборация акторов всех уровней образования, начиная от общего до профессионального, а также дополнительного образования, с культурными институциями развивает пространство культуры, делая явным присутствие молодежи и привлекательным для различных аудиторий деятельность институций. Данное сотрудничество является ресурсом для трансляции и накопления культурного капитала молодежной когорты. Рассмотрено смещение фокуса интереса в сфере досуга: перемещение получателя культурных благ из пространства учреждений культуры (театра, музеев, концертных площадок) на культурную сцену общественных пространств, выступающих в виде площадок торгово-развлекательных комплексов. Посещение подобных площадок является своего рода компенсатором в потреблении социальными группами культурных институций, поскольку усиливаются не только рекреативные, но и коммуникативные и образовательные функции. В торговых центрах размещаются картинные галереи, выставки, проводятся фестивали, обучающие мастер-классы, семинары и воркшопы в различных областях искусства, творчества, образования. Одним из аспектов креативной экономики является проблема преемственности культурных ценностей в современном обществе. В заключении делается вывод о социальной значимости креативных индустрий в сфере занятости, развитии локальных сообществ, малого и среднего предпринимательства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Глушкова Ю.О., Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина

кандидат экономических наук, доцент, доцент, кафедра экономической безопасности и управления инновациями, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина (Саратов, Россия). E-mail: balomasova@mail.ru. SPIN РИНЦ 3400-0298

Бабаян И.В., Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина

кандидат социологических наук, доцент, директор Центра городских и региональных исследований, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина (Саратов, Россия). E-mail: innabv@list.ru. SPIN РИНЦ 8565-2510


Просмотров аннотации: 128
Загрузок PDF: 158
Опубликован
2019-12-15
Выпуск
Раздел
ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ